Как-то раз после храмового праздника буддийские монахи, убирая церемониальные барабаны, решили немного поимпровизировать на них. Монахи музицировали несколько часов, и совместное исполнение им так понравилось, что они решили и впредь играть ансамблем.
На барабанах тайко играли придворные музыканты: этот стиль музыки, сохранившийся и по сей день благодаря храмам, называется гагаку. Но тайко не всегда "жил" при дворе: его использовали и в военном деле для подачи сигналов. Например, 9 раз по 3 удара означали сигнал к бою, 9 раз по 5 ударов – вызов союзников. Под ритмичные удары барабана слаженно работали и гребцы на военных кораблях. Крестьяне с помощью тайко имитировали гром, призывая дождь, или возвещали о разных этапах полевых работ.
В 1951 году музыкант Дайхати Огути, которого потом назовут Великим магистром тайко, переходит от джазовых постановок с участием барабанов к традиционной музыке - вначале это была упрощенная храмовая музыка. К 2007 году Огути сформировал более 200 ансамблей не только в Японии, но и в США, Канаде, Сингапуре. Сегодня в мире насчитываются уже тысячи подобных групп.
Ансамбли барабанщиков – куми-дайко - настоящий национальный символ Японии, так как отражают самурайский дух: нравственность, хорошая физическая подготовка и координация действий, стремление к совершенству.
На тайко можно играть в четырех разных стилях:
Кроме того, музыканты исполняют мелодии на струнных (сямисэн, кото), духовых инструментах (флейта сякухати и т.д.), нередко они поют. Мелодии могут быть сыграны в том числе и на барабанах различных типов и размеров, так как у них разный тон.
Особой частью выступлений барабанщиков является визуальное впечатление: четко отработанные экспрессивные движения – наследие придворных исполнителей. Чтобы освоить искусство тайко, требуются многочасовые тренировки, - и недостаточно выучить только ритмический рисунок, ведь часто в программу шоу входят танцы с барабанами.
На сцене артисты устраивают друг с другом шуточные «дуэли», как бы соревнуясь в мастерстве, и включают в свое выступление игру со зрителями: публика с удовольствием аплодирует и топает ногами в такт или даже задает музыкантам темп. Сложные, постоянно меняющиеся ритмы, экспрессия и синхронность исполнения вызывают у зрителей искреннее восхищение. Шоу японских барабанщиков, наполненное потрясающей энергетикой, – всегда эмоциональное, захватывающее зрелище, которое никого не оставит равнодушным.